Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития российских регионов большое значение придается программному управлению и повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Накопленный опыт обобщен в национальных и международных стандартах, применение которых позволяет повысить эффективность реализации проектов и программ в различных сферах деятельности. Каждый субъект Российской Федерации устанавливает свои правила управления региональным развитием, разрабатывая и утверждая соответствующие нормативные правовые акты.
Наработан обширный материал в сфере управления программами, который позволяет изучить лучшие практики и использовать данный опыт.
Важнейшей особенностью социально-экономического развития государства, наиболее ярко проявляющейся в случае его федеративного устройства, выступает необходимость объединения экономических результатов деятельности его субъектов.
В последние годы многие регионы начали разработку собственных стратегий развития, с учетом существующих стратегических приоритетов страны. Подобные документы отличаются существенным разнообразием, обусловленным как уровнем развития самих регионов, так и стоящих перед ними задачами.
Актуальность избранной темы работы обуславливается необходимостью обеспечения должной согласованности между структурой и динамикой бюджетных расходов и целей государственной политики, взаимоувязанности этапов разработки программ социально-экономического развития, как «прогнозирование - программно-целевое планирование - контроль исполнения», а также системы государственного стратегического планирования как по вертикали, так и по горизонтали, в рамках межведомственного и межотраслевого взаимодействия.
Изучению указанной проблемы посвящены труды таких ученых, как С.А. Авакьян, Д.А. Афиногенов, С.В. Васильев, А.С. Глухова, А.И. Жуковский, А.В. Дмитриев, П.В. Иванов, Л.Е. Калинина, С.А. Кудинова, Е.Б. Чернобровкина и другими исследователями.
Объектом настоящего исследования выступают социальные программы.
Предметом исследования - нормативные и доктринальные положения по теме формирования и реализации социальных программ.
Целью настоящей работы выступает разработка и реализация региональных социальных программ.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
изучить понятие «социальная программа»;
раскрыть классификацию социальных программ;
выявить специфику социальных программ;
рассмотреть методику реализации социальных программ;
представить направления совершенствования, разработки и оценки эффективности социальных программ.
Информационную базу исследования составляют социальные программы и результаты их внедрения.
В ходе настоящего исследования мы руководствовались диалектическим методом научного познания, предполагающим исследование всех явлений и процессов в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Кроме того, были использованы такие методы теоретического исследования как восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика региональных социальных программ
1.1. Понятие «социальная программа»
Правительство России регулярно принимает различные соцпрограммы, предназначенные для поддержки разных слоев и категорий населения.
При этом предлагаются привилегии как материального, так и нематериального характера. Они назначаются только лицам, которые соответствуют определенным требованиям и условиям. Предлагаются социальные программы в жилищной, образовательной и иных сферах жизни.
Социальная программа — это комплекс мероприятий и задач, которые разрабатываются и реализуются для улучшения жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Обычно социальные программы содержат сведения о различных льготах, пособиях, субсидиях или иных преференциях, предлагающихся автоматически или на основании заявления, составленного гражданином.
Каждая программа обладает собственными целями и особенностями.
Стандартно государство с помощью таких мер поддержки населения старается достичь следующих целей:
поддержка оптимального уровня жизни граждан, обладающих низким доходом;
устранение существенного неравенства между разными членами общества;
адресное использование бюджетных денег;
оказание качественной и доступной помощи нуждающимся;
улучшение качества жизни .
Дополнительно у каждой программы в РФ есть собственные задачи, которые решаются для конкретного региона или всей страны.
Разрабатываются социальные программы только для наиболее уязвимых категорий населения, которые не могут самостоятельно обеспечить для себя оптимальный уровень жизни. Поэтому граждане должны самостоятельно уточнять, могут ли они воспользоваться теми или иными мерами поддержки.
Стандартно получателями помощи становятся следующие лица:
граждане, имеющие право на льготы, например, если имеется статус малоимущей или многодетной семьи;
люди, проживающие в аварийном или ветхом жилье, поэтому они могут рассчитывать на жилое помещение от государства;
супруги, возраст которых не превышает 35 лет;
пожилые лица;
граждане, имеющие доказательства присвоения какого-либо статуса, например, инвалида или ветерана .
Для получения практически всех мер поддержки граждане должны самостоятельно составлять заявление, к которому прикладываются доказательства в виде документов, подтверждающих право гражданина на помощь.
1.2. Классификация социальных программ
К основным разновидностям государственных социальный программ относится:
образовательные, которые позволяют гражданам с низким уровнем достатка получить высшее образование за государственные средства;
жилищные, предлагающиеся лицам, проживающим в аварийном или ветхом доме;
в сфере здравоохранения, которые развивают и поддерживают эту область, что повышает качество жизни населения;
пенсионные, поддерживающие пожилых граждан.
Особенно выделяется государством социальная программа, предназначенная для привлечения молодых специалистов с высоким уровнем квалификации для работы в сельской местности.
Получателями социальной поддержки становятся уязвимые категории населения, к которым относятся пенсионеры, инвалиды, ветераны войн, малоимущие и многодетные семьи, а также дети-сироты. Локальными нормативными актами предусматриваются меры помощи и для других граждан, которые соответствуют определенным требованиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514.
2. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защита», «социальная незащищенность» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. - № 2. - С. 26-30.
3. Болдова Я. Е. Взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы / Я. Е. Бондаренко // Формы и методы социальной работы. Улан-Удэ. - 2019. - С. 63-65.
4. Дахин А. В. Основы социального государства: учеб. пособие / А. В. Дахин, С. А. Воробьев. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. - 102 С.
5. Добромыслов К. В. Закон о социальном обеспечении / К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. – М.: Книжный Мир, 2019. - 416 с.
6. Зябликов Д. В. Социальная политика Российской Федерации и ее роль в повышении уровня жизни населения / Д. В. Зябликов // социально-экономический и Гуманитарный вестник Красноярского государственного университета. – 2020. - № 1. - С. 141-150.
7. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2019. – 207 c.
8. Клименко В.А. Рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2020. – № 4. – С. 132-139.
9. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2019. – № 5. – С. 445-464.
10. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2019. – 476 c.
11. Морозов В.Е. Рыночная экономика и ее социальная направленность / В.Е. Морозов // Политическая наука. – 2019. – № 4. – С. 51-68.
12. Самыгин С.И. Социальная политика: учебник / С.И. Самыгин, А.В. Рачипа, И.А. Янкина. – М.: Дашков и К, 2019. – 224 с.
13. Свистун Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России / Р.А. Свисун // Научные исследования.- 2020. – Т. 1. № 6 (17). – С. 85-90.
14. Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / Ю.А. Ситникова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2020. – № 9-1. – С. 90-92.
15. Чернятьева З.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / З.А. Чернятьева, Н.Е. Коваленко, К.Е. Коваленко // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2019. – № 14. – С. 325-327.
16. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков и др. – 2018. – С. 260-263.
17. Официальный сайт Министерства финансов России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - www.minfin.ru.